В годовщину убийства журналистки Ширим Абу Акле, которая стала символом свободы прессы и расправы над журналистами на оккупированных территориях, Комитет защиты журналистов опубликовал отчет «Смертельный оттиск» о пострадавших и убитых журналистах за последние 22 года. В отчете зафиксированы 20 случаев убийства журналистов силами ЦАХАЛа на оккупированных терроториях. При этом ни одному из убийц не было предъявлено обвинение и никто из них не был привлечен к ответственности. Комитет заявляет: «Уклонение от правосудия в отношении расследования гибели журналистов является нарушением свободы прессы».
Журналистка «Аль-Джазиры» Ширим Абу Акле была убита снайперским выстрелом в голову 11 мая прошлого года, во время освещения рейда израильской армии в Дженин. В результате международного давления, в Израиле частично признали вину, но не взяли прямой ответственности, заявив, что стрельба не была преднамеренной и, что палестино-американская журналистка была убита «с достаточно высокой вероятностью солдатами ЦАХАЛа».
Новый отчет под названием «Смертельный оттиск» документирует, что оккупационные силы применяют смертельное оружие и насилие, в то время как израильские официальные лица воздерживаются от четких ответов, чтобы избежать ответственности.
«Убийство Ширим Абу Акле и провал военных следственных действий по привлечению к ответственности виновных в убийстве — не единичный случай, – говорит директор специальных проектов Комитета защиты журналистов Роберт Махони.- Это часть модели, в которой отсутствует прозрачность и, которая не способна взять на себя ответственность. Никто из израильских сил безопасности не был привлечен к ответственности ни за одно из 20 убийств журналистов израильскими вооруженными силами за все последние 22 года».
Согласно отчету, 18 из 20 убитых журналистов были палестинцами и два других европейцами. В отчете утверждается, что израильские власти делают все, чтобы скрыть имена солдат, причастных к убийствам. Что же касается расследования убийства журналистов, которые являются гражланскими лицами, эти дела называют «черным ящиком». Не существует документа точно регламентирующего процедуру, по которой официальные лица в Израиле действуют в процессе сбора доказательств, которые обычно остаются конфиденциальными. Расследование преступлений в армии длятся годами. Семьи погибших палестинских журналистов не имеют возможности добиться справедливости.
Согласно отчету, во многих случаях оккупационные силы игнорируют надпись «пресса» на одежде или транспортных средствах, предназначенные для идентификации журналистов. 13 из 20 погибших были журналистами, фотографами, операторами, одетыми в «пресс-жилеты», и на автомобилях с четкими опознавательными знаками, указывающими на представителей СМИ. Например, журналист Фадель Шанеа, работавший с информационным агентством Рейтер, был одет в синий защитный жилет с надписью «Связь» и стоял рядом с автомобилем с надписью «Телевидение». Он погиб в Газе, в 2008 году, в результате попадания снаряда, выпущенного в его строну израильским танком.
«В большинстве случаев Израиль начинает расследование только после международного давления, – говорит координатор Комитета на Ближнем Востоке и в Северной Африке Шариф Мансур. – Это хаотичные следственные днйствия, которые ни к чему не приводят. Только в редких случаях Израиль проводит расследования убийства палестинских журналистов. И в результате нет даже подобия справедливости».
Убийство журналистов — лишь часть большого расследования. Многие журналисты во время израильских атак получают ранения. В 2021 году Израиль взорвал здания в секторе Газа, в которых были расположены более десяти журналистских организаций и местных и международных пресс-служб, в том числе офисы «Ассошиэйтед Пресс» и «Аль-Джазира».
В отчете, написанном журналистом Орли Халпером, описывается метод, используемый Израилем в случае убийства журналистов: «Официальные лица в Израиле игнорируют доказательства и заявления свидетелей и часто, похоже, снимают с солдат ответственность за убийство в процессе расследования».
Со своей стороны Комитет защиты журналистов направил запрос в офис официального представителя ЦАХАЛа с требованием допросить военных следователей и прокуроров. В разрешении на проведение допросов Армия отказала.
