Оппозиционные правые партии отказались «спасти» правительство, члены РААМ покинули заседание, депутаты Мазен Джнаим (РААМ) и Джида Ринави (Мерец) выступили против правительственного Закона. Кнессет отклонил в первом чтении предложение о продлении действия чрезвычайного положения на оккупированных территориях на Западном Берегу еще на пять лет, что на практике означает отказ от применение израильского законодательства к поселениям на оккупированных территориях.
52 депутата Кнессета поддержали предложение в присутствии 58 депутатов. Против голосовали депутаты от коалиции Мазен Джнаим (РААМ) и Джида Ринави-Зоаби (Мерец).
Значение этого исторического решения заключается в том, что в течение следующих пяти лет не будет применяться израильский Закон, который используется для рассмотрения правонарушений и оказания юридической помощи израильским еврейским поселениям за «зеленой чертой» в Палестинской автономии, в течение следующих пяти лет. По крайней мере, временно в связи с отклонением законопроекта.

В настоящий момент не исключено, что правительство будет добиваться поддержки оппозиции и, в частности, членов фракции «Ликуд» для повторного принятия Закона, не получившего поддержки арабских депутатов Кнессета, которые являются членами коалиции.
Во время дебатов члены коалиции обрушились на члена Кнессета Мазена Джнаима, который проголосовал против Закона, несмотря на то, что состоит в коалиции, как член РААМ. Ринави-Зоаби и Джнаим утверждали, что они не могут голосовать неперекор велениям своей совести. И выступили против применения израильского Закона на оккупированных территориях. Действующие положения Закона будут продолжать применяться к населенным пунктам на оккупированных территориях до 30 июня 2022 года. По истечении этого срока Кнессет был обязан продлить действие вышеуказанного временного положения.
Меры, содержащиеся в положениях законопроекта, в основном касаются юрисдикции израильских судов в отношении израильтян, совершивших преступления в Иудее и Самарии или Палестинской автономии, полномочий израильских властей по осуществлению наказаний и арестов, наложенных израильскими военными властями на территориях, и возможность исполнения приказов и наказаний, наложенных в Израиле на жителей этих районов.
Меры израильского Закона применяются персонально к примерно полумиллиону израильских евреев-поселенцев, проживающих на оккупированных территориях.
Министр юстиции Гидеон Саар заявил во время вынесения Закона на обсуждение, что «это постановление имеет решающее значение для поддержания общественного порядка в Иудее и Самарии. Без него этот район превратился бы в джунгли и город-убежище для преступников, а граждане Израиля, проживающие в Иудее и Самарии, потеряют свои самые основные права и будут жить в хаосе.
Он добавил: «Безопасность граждан Израиля в Иудее и Самарии и граждан Израиля в целом требует принятия закона. Непринятие закона означает нарушение возможности проведения расследований в сфере безопасности».

Политический истеблишмент охарактеризовал отклонение законопроекта как провал правительства, в то время как «Ликуд» и правая оппозиция предпочли обрушиться на коалицию, заявив, что в последнее время о ней много шумят, «потому что она опирается на арабских депутатов». Находясь в коалиции, они определили отклонение Закона как вымогательство со стороны оппозиционных правых партий.
Арабские граждане и их представители в Кнессете, несомненно, выступают против применения израильского законодательства на оккупированных территориях, в том числе в поселениях, которые считаются препятствием, которое необходимо ликвидировать, и принять меры для создания независимого палестинского государства в составе Палестинской Автономии.
Депутаты Кнессета от имени «Объединенного списка» не раз выражали свое несогласие с шагом, который де-факто подготавливает поселения и устанавливает их как препятствие на пути к миру и созданию независимого Палестинского государства.
Депутаты Ахмад Тиби и Айман Оде, пришедшие на помощь депутату Джнаиму, когда он подвергся нападению на заседании, выразил свое недовольство законопроектом, заявив:
«Палестинский вопрос не только препятствует стабильности в государстве Израиль, будь то в демократия или социальная справедливость, но и наносит прямой вред, какой мы наблюдаем сегодня. Я всегда думал, что у Государства Израиль есть два варианта. Первый – быть колониальным государством, а второй – быть нормальным государством. «Чрезвычайное положение с 48-го года по настоящее время является колониалистским и неестественным состоянием».
Высказался и депутат Кнессета Моше Тор Паз: «Сегодня я сорвал полную чашу черешни с дерева в своем саду. Я говорю не только как член коалиции, который хочет принятия закона, но и как житель Иудеи и Самарии, потому что эти постановления касаются нас напрямую. Эти поправки не теория, это сама жизнь. Эти ягоды не вырастут, если эти положения не будут приняты».
В арабском обществе многие задавались вопросом, как проголосовали члены Объединенного арабского списка, и пока Мазен Джнаим голосовал против, его друзья Айман Хатиб Ясин, Мансур Аббас и Валид Таха сидели за пределами зала заседания и наблюдали за тем, что происходит в соседнем зале, на случай, если их голоса повлияют на Закон, чтобы избежать дальнейшего политического конфуза. Их голосование в пользу Закона поставило бы их в неловкое положение, поскольку они голосовали напрямую за «продолжение оккупации» в течение как минимум пяти лет. До псоледнего момента им удавалось избегать этой оплошности. Но не исключено, что вынесение законопроекта на еще одно голосование в ближайшие недели вернет их к той же точке.
В последние недели члены RAAM и арабские депутаты от партий «Мерец» и «Авода» вели переговоры о принятии различных бюджетных постановлений и утверждении бюджетов на развитие арабского сообщества.
Правительство Беннета полагается на свои голоса для принятия таких законов, а «мятежные» депутаты, такие как Джнаим и Ринави-Зоаби, обладают силой, чтобы отменять законы, над продвижением которых работает правительство.
В преддверии голосования арабским гражданам были разосланы тысячи сообщений с вопросами о голосовании депутатов Кнессета от имени РААМ. Видимо, по инициативе «Ликуда», который хотел в очередной раз опозорить вступившую в коалицию арабскую партию перед своим электоратом.

«Ликуд», со своей стороны, назвал применение чрезвычайного положения «дискриминационным законом, который делает граждан Израиля в Иудее и Самарии неполноценными гражданами категории «D». Поэтому не исключено, что «Ликуд» и партии поселенцев в Кнессете в ближайшие недели попытаются бросить вызов правительству, приняв новый законопроект, направленный на применение израильского законодательства к поселениям на оккупированных территориях. В 2017 году центр «Ликуд» предложил такой закон, а члены коалиции сегодня — министр юстиции Гидеон Саар и Зеэв Элькин — в свое время проголосовали за него.